Доклад эксперта по климатической политике Игоря Алабужина


Нужно начать с того, что мы живем в переломное время. Мир должен совершать декарбонизацию. 2021 год показал, что если одновременно включить все заводы, в Японии, Бразилии, Пакистане, Индии, России, США, Европе, то газа, электричества, угля и нефти на всех не хватит. То есть мы должны снижать потребление углеводородов, потому что такой кризис медленно разворачивается. Атомная энергетика не должна была участвовать в этом процессе по мысли людей, которые несколько десятилетий назад пришли к власти в Евросоюзе и в США. Но в США это было менее радикальное крыло, они просто пустили развитие своей атомной энергетики на самотёк. А в Европе пришли активисты. В результате такие страны как Италия сразу закрыли свои атомные электростанции, Германия приняла решение в ускоренном порядке выходить из атомной энергетике, а некоторые страны, такие как Швеция или Франция в менее ускоренном. И многие страны приняли решение просто дать отработать атомным реакторам, но не продлевать срок эксплуатации, но не строить новые – это Испания, Швейцария, Бельгия и другие страны.

Тем не менее в Европе у инженеров, учёных и некоторых политиков было понимание, что это безумная раздутая доля возобновляемых источников энергии ведёт к катастрофе. И пока из просто вели к краю пропасти, они просто молчали, потому что им активно затыкали рот. Но когда их подвели к краю пропасти и сказали: «Прыгайте!», некоторые из них начали возмущаться, особенно во Франции, у которой большой «флот» атомных реакторов, они начали претендовать на деньги, которое Европейское сообщество собирали на совершение Европейской зелёной сделки, своей декарбонизации. В Америке выделено примерно 300 млрд на зелёную энергетику, из них около 30 млрд – на атомную энергетику. В Европе было сложнее. Например, только Франции нужно примерно 50 млрд на свою атомную энергетику. И другим странам всем вместе нужно примерно столько же. Никто этими деньгами делиться не собирается. Люди, которые проводили эту политику на эти деньги твёрдо рассчитывают, что они пройдут через систему возобновляемых источников энергии. Это первый конфликт, который возник буквально 2 года назад в Европе.

Второй конфликт – идеологический. В Европе находятся у власти, которые во многом сделали себе карьеру на борьбе с атомной энергетикой. Если взять, к примеру, зелёную партию Франции, то там сложилась интересная ситуация. Рядовые члены партии за развитие атомной энергетики, а всё руководство категорически против. Никакие политики не будут сидеть и ждать, когда же их переизберут, чтобы закончить свою политическую карьеру. Лишиться своих постов, мест в Парламенте, Правительстве и так далее.

Третий конфликт – между Францией и Германией. Франция считает, что Германия специально убивает атомную энергетику Франции, чтобы лишить Францию экономической самостоятельности и энергетической независимости. Таким образом, сложилась ситуативная коалиция, когда все были против Северных потоков, разнородные силы. Такая же коалиция сложилась вокруг атомной энергетики в Европе. Для этих людей любой атомный инцидент означает очень многое. Десятки миллиардов долларов пойдут в другие страны, другим компаниям и другим людям. Любой атомный инцидент – и эти политики обеспечат себе существование на политическом поле ещё на десятилетия вперёд. Любой атомный инцидент – и соотношение между Францией и Германией изменится.

Это то, что является подоплёкой вокруг ситуации вокруг Запорожской АЭС. Для них в какой-то мере и специальная военная операция и ситуация с Запорожской АЭС – это подарок судьбы. Можно сделать какой-то более-менее приличный атомный инцидент, недалеко от Европы желательно. Поэтому совершенно неудивительно, что СМИ мировые молчат, что господин Гросси никогда не говорит, кто стрелял. Эти люди обладают большими финансовыми ресурсами, с которыми они не собираются расставаться. Они имеют большую политическую элиту и власть и сопровождение, прикрытие любой такой операции они могут обеспечить. Я думаю, изначально не было целью сделать катастрофу, схожую с Чернобыльской АЭС. Я думаю, изначально они пытались сделать что-то, связанное с утечкой радиоактивных веществ.

Они работают по определённому шаблону. Что-то происходит, они обеспечивают такую медийную поддержку, что потом мир разбирается очень долго. Целый год понадобился Европе, чтобы она убедилась, что российский войска вошли в Грузию после того, как Грузия начала обстреливать Цхинвали. То, что мы видели в прямом эфире в ночь с 7 на 8 августа в 2008 году они разбирали целый год. Полгода у них ушло на то, чтобы признать, что операция Югославских спецслужб, на основе которой они вторглись в Югославию в 1999 году – это фейк Британских и Болгарских спецслужб.

Там возможно радиоактивные вещества не с Запорожской АЭС, а какие-то «левые». Но они так всё раскрутили, что потом бы полгода разбирались и разобрались бы, что Запорожская АЭС не имеет никакого отношения к этому. Но это только полгода спустя. За это время они должны были так переделать все свои документы. А последние два-три года бюджетные процессы в Евросоюзе – постоянные скандалы: не могут поделить деньги, которые выделяются на Европейскую зелёную сделку. Там уже Счётная палата Евросоюза через суд требуют от Еврокомиссии список фирм, которым они собираются выделять субсидии. А те не могут представить, потому что не могут поделить. Но когда речь идёт о 300 млрд евро, вы представляете, какие там страсти кипят, какие обещания раздаются.

Основа для конфликта вокруг Запорожской АЭС – та ситуативная коалиция, которая сложилась. Это даже не коалиция государственных и надгосударственных структур, она как бы между государств существуют. И уверен, что, когда Зеленскому говорили об обстреле Запорожской АЭС, это не послы говорят, а совершенно другие люди, которые к нему приезжают и обещают деньги. А заплатить они могут действительно много. Те 100 млрд, которые уйдут на атомную энергетику они могут забрать себе и не отдать в течение ближайших 10 лет.

Когда мы сможем вздохнуть спокойно?

Первое условие – смена Правительства в Германии. Как основа политического руководства всей этой ситуации. Пока в Правительстве Германии сидят люди, которым выгоден любой атомный инцидент, не будет спокойствия. Будут давить на Гросси, будут говорить СМИ всё тоже самое.

Ещё более спокойно мы сможем вздохнуть, когда новое немецкое правительство скажет: «Да, мы ошиблись, когда мы убили свою атомную энергетику. Чтобы декарбонизироваться мы должны свою атомную энергетику восстанавливать, поэтому делаем меньше ветряков и начинайте возрождать производство немецких реакторов».

Возврат к списку