ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «ЗЕЛЁНЫЕ»

10 тезисов устойчивого развития страны


СОДЕРЖАНИЕ:

НОВАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗЕЛЁНЫХ ФИНАНСОВ

ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ В КЛИМАТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКЕ

СНИЖЕНИЕ ХИМИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ РАДИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЗАКНУТОГО ЦИКЛА

ОРГАНИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И КАЧЕСТВО ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

ИЗМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

ВСЕОБЩЕЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ


Мы – российская экологическая партия «ЗЕЛЁНЫЕ».

И мы сегодня говорим, что настало время вывести экологическую тематику из плоскости чьих-то коммерческих интересов, маркетинга, политических манипуляций.

Зелёные – это МЫ. Это экологическое сообщество.

Наше желание питаться экологически чистыми продуктами, дышать свежим воздухом, делать наш мир, жизнь наших детей более безопасными, обладать достоверной информацией об экологии мест, где мы живем, – это не завышенные требования, это базовые потребности разумного человека. Мы очень разные, но все мы хотим жить на чистой ПЛАНЕТЕ.


ЧЕГО МЫ БУДЕМ ДОБИВАТЬСЯ?

2-removebg-preview.png

НОВАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Экологическая политика должна создавать автоматические стимулы для природопользователей и органов власти к ответственному поведению по сохранению окружающей среды и недопущению негативного воздействия на неё.

Штрафы за экологические катастрофы и накопленный экологический ущерб должны быть выше стоимости ликвидации последствий этих событий. Экологические платежи за негативное воздействие, например, за размещение отходов, должны быть выше стоимости их утилизации.


2-removebg-preview.png

НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Крупные городские агломерации концентрируют на ограниченном пространстве множество неблагоприятных факторов: разрушение естественных ландшафтов, нарушение водного баланса, загрязнение вод, почвы и воздуха, отходы. Такая нагрузка превышает пределы естественной способности природной среды к самоочищению и самовосстановлению.

Необходимо менять подход к размещению промышленных объектов в современной России, отказываясь от создания крупных промышленных агломераций. Необходимо на основе комплексной экологической экспертизы устанавливать для каждой зоны виды разрешенных производств, индивидуальные (а не универсальные) ПДК для соответствующих загрязняющих веществ, причем с оценкой суммарного эффекта производств.

Необходимо законодательное закрепление «зелёных поясов» крупных городов, в том числе «миллионников», и увеличение градостроительных нормативов озеленения.

Для существующих агломераций надо разработать долгосрочные программы рассредоточения предприятий и их замещения другими, менее вредными, производствами.

Люди должны иметь свободу выбора, где жить: в городе или комфортном пригороде. При этом такой переезд не должен снижать качество жизни и инфраструктуры.


2-removebg-preview.png

РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗЕЛЁНЫХ ФИНАНСОВ

Мы выступаем за запрет государственного финансирования любой экономической деятельности, которая снижает качество жизни граждан страны, наносит вред окружающей среде.

Считаем необходимым скорейшее принятие федерального закона, обязывающего компании публично раскрывать нефинансовую отчетность, которая должна включать критерии воздействия на окружающую среду, качество социального развития и управления, конкретные положительные результаты. Нефинансовая отчетность должна быть верифицирована независимой стороной.

 

Все платежи за негативное воздействие на окружающую среду должны быть «окрашены» и расходоваться строго на ликвидацию экологического ущерба либо мероприятия экологической направленности.

Распределение экологических платежей по уровням бюджета должно производиться преимущественно на местном и региональном уровне для целевого использования средств на ликвидацию и реабилитацию экологических ущербов.


2-removebg-preview.png

ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ В КЛИМАТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКЕ

Использование климатической повестки в геополитических и экономических интересах отдельных стран недопустимо. Мы призываем проводить политику строгой технологической нейтральности, без навешивания политически мотивированных ярлыков на различные технологии и их продукты.

Следует по-новому осмыслить участие России в международном климатическом сотрудничестве. Россия имеет все ресурсы для того, чтобы быть лидером борьбы за климатическую стабильность.

Оценивать позитивный или негативный вклад стран в изменение климата представляется разумным не по объемам выбросов, а по соотношению эмиссии/поглощения СО2. Путь снижения содержания СО2 в атмосфере – это не только снижение антропогенной эмиссии, но и повышение поглощения СО2 из атмосферы. Это значит, что Россия, располагающая более 20% мировых лесных ресурсов, может иметь сильные позиции в климатических переговорах.

При этом настало время экстраординарных мер по сохранению и восстановлению лесов, необходимо срочно:

  • законодательно закрепить новой категории лесов – климаторегулирующие леса, где будут исключены любые виды хозяйственной деятельности;

  • в тушении лесных пожаров перейти от зонирования (на зоны тушения и зоны контроля) к моделированию ситуации на основе данных космомониторинга, беспилотных аппаратов, прогнозов метеопараметров и актуального лесоустройства.

  • узаконить, а значит и учесть в поглощении СО2, «частные леса», особенно на землях сельскохозяйственного назначения;

  • повысить ответственность за все виды незаконной деятельности в лесных угодьях. 


 

2-removebg-preview.png

СНИЖЕНИЕ ХИМИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ РАДИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Здоровье нации подрывается во многом именно химическим загрязнением. Важно незамедлительно принять федеральный закон об обеспечении химической безопасности.

Необходимо создать научно обоснованную классификацию химических веществ по типам взаимодействия с природными объектами и живыми организмами, влияния на здоровье и продолжительность жизни человека. А далее на этой основе выработать и утвердить на законодательном уровне методики профилактики, выявления и реабилитации системных хронических заболеваний населения от фактора химического загрязнения, страхования таких рисков за счёт природопользователей и предприятий.

Действенным инструментом станет обязательное «экологическое» страхование промышленных объектов от пикового и аварийного загрязнения окружающей среды, а также нанесения непоправимого урона здоровью населения. Для простоты понимания его можно назвать «экологическим ОСАГО». Предприятие платит взносы в специальный фонд, из которого оплачивается ликвидация ЧС и восстановление здоровья населения. Поскольку от количества аварий будут напрямую зависеть страховые тарифы, это весомая мотивация модернизировать устаревшее оборудование и применять экологически безопасные технологии.

 

2-removebg-preview.png 

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЗАКНУТОГО ЦИКЛА

Сегодня уже очевидно: переработка всё нарастающего объёма отходов с какого-то момента времени окажется физически невозможной.

Отсутствие инфраструктуры раздельного сбора отходов, бессистемное смешивание отходов разного происхождения, отсутствие обязательств по утилизации у производителей многих видов товаров, – все это не позволяет отказаться от захоронения отходов.

Для преодоления сложившейся ситуации необходим внятный экономический механизм, реально заинтересовывающий структуры, занятые вывозом и захоронением отходов, в их утилизации, включающий:

  • компенсацию (с учетом региональной и местной специфики) части их издержек, уравнивающую цены на вторичное сырье с ценами на первичные ресурсы;

  • государственный заказ (или квота) на использование вторичных материальных ресурсов в различных отраслях народного хозяйства;

  • соинвестирование в оборудование специализированных полигонов для захоронения органических отходов со сбором биогаза;

  • расширение сферы применения возвратной тары для потребительских товаров;

  • расширение ассортимента товаров, цены на которые должны включать затраты на их утилизацию;

  • системное стимулирование раздельного сбора твёрдых коммунальных отходов на уровне домохозяйств.

Одновременно необходимо продвигать философию снижения образования отходов, в первую очередь, упаковки. Что касается товаров длительного использования, важно продвигать среди потребителей идеи бережного применения, одновременно создавая для производителей условия, стимулирующие увеличение сроков службы товаров, а также их производство из легко перерабатываемых материалов.

  

2-removebg-preview.png

ОРГАНИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И КАЧЕСТВО ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

Партия «Зелёные» предлагает России перейти к органическому сельскому хозяйству, чтобы обеспечить людей вкусными и безопасными продуктами питания. Основная проблема органического сельского хозяйства – в отсутствии подходящих земель. При этом в России за последние десятилетия от советского индустриального сельского хозяйства отдохнули больше 10 млн га пашни, которые не заросли молодыми лесами. Их необходимо приоритетно, на специальных условиях выделять под органическое земледелие.

Партия «Зелёные» предлагает ввести 10-процентную квоту на экопродукты в розничных продовольственных торговых сетях. Для успеха российской органической продукции на внешних рынках необходимо гармонизировать национальную систему сертификации органических продуктов с международными стандартами.

Кроме того, необходима системная государственная поддержка науки, способной решать современные задачи в сельском хозяйстве, а также  сельхозпроизводителя и производителей продуктов питания (особенно малых хозяйственных форм и кооперативов), не использующих в производстве ГМО-сырьё, химические добавки и пальмовое масло.


2-removebg-preview.png

ИЗМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Российские реки должны перестать использоваться как «открытая канализация» городами и предприятиями. Недопустима вырубка лесов, ведущая к обмелению рек и масштабным паводкам, варварские методы добычи золота в реках Сибири и Дальнего Востока.

Необходима разработка и внедрение современных технологий очистки сточных вод, перевод предприятий на использование воды по замкнутому циклу, строительство локальных очистных сооружений и внедрение технологий многоступенчатой очистки стоков, разработка и внедрение безводных технологий.

Мы, партия «Зелёные», предлагаем целый комплекс мер по сохранению Байкала, среди которых модернизация очистных сооружений, жесткие требования к объектам туристической инфраструктуры по обеспечению очистки сточных вод, запрет расширения диапазона уровня воды, защита Байкала от незаконных сбросов отходов с судов , в том числе с помощью космосъемки и GPS-мониторинга, и многие другие.

Мы предлагаем поступательно довести площадь территорий, позволяющих сохранять природу (в том числе ООПТ различных уровней, водоохранных и рекреационных зон, зон сохранения отдельных видов) до 30% территории России. При этом принципиально важно научно-обоснованное проектирование ООПТ, выверенность накладываемых на территории запретов деятельности.

Необходимо при этом обеспечить гарантированное достаточное финансирование системы ООПТ, усовершенствовать правовое обеспечение государственного надзора в ООПТ, чтобы защитить инспекторов, разработать и утвердить стандарты экотуризма на территории ООПТ и многое другое. При этом настало время сформировать новое восприятие ООПТ как открытых к диалогу центров компетенции по вопросам экологии, природопользования и устойчивого территориального развития.

 

Принципиально важно менять подходы к добыче природных ресурсов:

  • повышать научно-технический уровень добычи и переработки полезных ископаемых;

  • использовать современные методы гидроизоляции и исключения пыления хвостохранилищ для снижения загрязнения подземных вод и воздуха;

  • внедрять передовые методы обогащения руд;

  • извлекать полезные компоненты из накопленных горнопромышленных отходов и некондиционного минерального сырья;

  • рекультивировать нарушенные земли.

 

2-removebg-preview.png

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

Эффективность экологического надзора, контроль любых мероприятий и программ по снижению негативного воздействия невозможен без создания системы автоматического мониторинга всех компонентов окружающей среды.

«Зелёные» требуют обеспечить постоянный экологический мониторинг, достоверные и оперативные данные должны публиковаться в свободном доступе на сайтах местных администраций.

В комплексную систему мониторинга обязательно интегрировать данные общественных сигнальных сетей качества компонентов окружающей среды.

 

2-removebg-preview.png

ВСЕОБЩЕЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

Экология – это всегда про будущее. Которое наступит только, если мы уже сегодня будем закладывать в наших детей тот образ будущего, к которому стремимся. Учить их анализировать информацию, мыслить критически. Кто-то из них станет президентом, кто-то директором завода. Важно, чтобы у них был навык быть «зелёными», принимать решения на благо природы.

России необходима государственная стратегия непрерывного экологического образования. «Зелёные» предлагают во всех университетах внедрить обязательный курс по основам устойчивости окружающей среды и климата. В программы среднего профессионального и высшего образования необходимо включать экологические знания применительно к конкретной специальности.

Экология – это про настоящее и будущее каждого человека.

Это голос в защиту нас самих, своих детей, своего города, нашей страны.

Созвучно ли это вашим ценностям и мыслям? 

Вы с нами?