50 лет со дня принятия Стокгольмской декларации: победы и поражения


Сегодня исполняется 50 лет со дня принятия 16 июня 1972 года Стокгольмской декларации. Проведение в шведской столице первой Конференции ООН по окружающей среде виделось тогда, в 1972 году, символом осознания человечеством простой мысли, что ее сохранение природы – такая же благородная цель, как и борьба за политические свободы, социальное равенство и достойный уровень жизни для всех.

«Стокгольмская декларация обозначила совершенно правильные принципы, они актуальны и по сей день, – считает председатель Российской экологической партии «Зелёные» Андрей Нагибин. – Проблема, скорее, в том, что эти принципы в корне нарушены. – Сегодня как никогда важно понимать, что только равноправное сотрудничество и опора на научные достижения может уберечь нас от нанесения непоправимого ущерба окружающей среде».

В декларации записаны не ответы, а вопросы, ответы на них предстоит дать сегодня, уверен Игорь Алабужин, эксперт по климатической политике. «Может быть, даже хорошо, что в 2022 году не будет очередного «Саммита Земли», – размышляет Алабужин. – Наверное, пришло время взглянуть на проблему заново. Детство человечества давно закончилось, и мы можем в соответствии с принципами Стокгольмской декларации запросить мнение ученых и спокойно воспринять их вывод о том, что если давление человека на окружающую среду продолжится на «неустойчивом» уровне, то природа неизбежно «устойчивость» восстановит без согласия человека и за его счёт. Мы можем, как и предписывает Декларация, проанализировать реальное состояние научно-технического прогресса и без истерики признаться себе, что некоторые нужные нам технологии в обозримом будущем созданы не будут». Несколько сложнее с вопросами социального равенства, которые неизбежно будут возникать, прогнозирует эксперт.

Чего же человечеству удалось достичь за полвека, прошедшие с первой Конференции ООН по окружающей среде? «В качестве успешного можно назвать «озоновый» кейс, – Александра Кудзагова, заместитель председателя Общественного совета при Росгидромете. – К концу прошедшего десятилетия производство газов, наносящих ущерб стратосферному озону, сократилось на 98%. Есть многочисленные свидетельства, что озоновый слой восстанавливается. И это пример, что решения, принимающиеся максимально централизованно, могут быть эффективными».

В качестве положительных примеров эксперт приводит спасение от полного исчезновения единичных видов растений или животных, порой даже природных ландшафтов. Ещё один плюс – что человечество пока не приступило к разработке полезных ископаемых в Антарктиде.

Однако негативных примеров несравнимо больше. За последние 30 лет утрачено 420 млн гектаров лесов, то есть 10% от всех оставшихся. Диких млекопитающих осталось настолько мало, что их общая масса в 20 раз меньше, чем общая масса людей и домашних животных. Парниковые выбросы всё растут и в этом году будет достигнут новый парниковый рекорд. Конференция сторон по опустыниванию в конце мая этого года констатировала, что сейчас превращение в пустыню угрожает 40% всей суши против 25% еще пять лет назад.

Однако самым главным поражением Александра Кудзагова называет политизацию и геополитизацию экологии. Климатический процесс стал инструментом экономической, технологической конкуренции и популизма, где не слышны доводы и предложения учёных.

Андрей Нагибин предлагает изменить тактику, пока не поздно. «Давайте уже прекратим уговаривать друг друга первыми начать сокращение парниковой эмиссии по 5-6% в год, «чтобы спасти климат». Все равно никто не начнёт. Давайте тогда уже все наши недостаточные для этого ресурсы и недостаточные для этого усилия направим на адаптацию к грядущим климатическим изменениям. Чем раньше мы начнём это делать, тем больше жизней и тем выше качество жизни удастся сохранить», – уверен лидер российских «Зелёных».

Возврат к списку