COP28: Вопросы про деньги вместо климата


С 30 ноября по 12 декабря Дубай принимает Конференцию ООН по изменению климата (СОР28). Как обычно, она проходит на фоне сообщений о рекордных объемах парниковой эмиссии. И 2023 год, объявленный самым жарким в истории метеонаблюдений, не стал исключением. Побит и еще один рекорд – по количеству аккредитаций: на СОР28 прибыло почти 90 000 человек – на треть больше, чем было на предыдущем климатическом саммите в Шарм-эль-Шейхе год назад. Это неудивительно: слишком уж много вокруг конференций по климату стало вращаться денег, ресурсов и власти, чтобы их игнорировать.

С денег Конференция и началась, отмечает эксперт по климату Игорь Алабужин, член Федерального совета Российской экологической партии «Зелёные». Почти тридцать лет самые бедные страны ставили вопрос о компенсации им ущерба от уже идущих климатических изменений. Причиной антропогенного потепления является накопление в атмосфере парниковых газов, в основном СО2, которые были эмитированы богатыми странами в процессе своего экономического развития. Все блага от такого развития богатые страны получили. Нужно поделиться, чтобы те, кто никакого отношения к процессу эмиссии не имеет и ни в чем не виноват, не чувствовали себя совсем обделенными. Система планеты Земля тут различий не делает, и от глобального потепления достается всем.

Западные страны, которые полтора десятка лет обещали развивающемуся миру по 100 млрд долларов в год на адаптацию их экономик к глобальному потеплению, несколько десятилетий категорически отметали идею давать деньги еще и за нанесенный ущерб. Средства на адаптацию можно было контролировать, следить за тем, чтобы их получали нужные подрядчики. И вообще большая их часть давалась в долг, хотя официально они назывались «помощью».

«Компенсация ущерба» – другое дело. Ее нужно выплатить безусловно, оставив все средства в полном распоряжении страны-получателя. На такую жертву Запад был не готов. Но настойчивость стран глобального Юга в стремлении получить законную компенсацию с авторов глобального катаклизма стала столь высока, что оказалась одним из важных раздражающих факторов во взаимоотношениях «Запад-Юг».

Нежелание развивающихся стран присоединяться к антироссийским санкциям продемонстрировало, насколько обострились эти взаимоотношения. Кроме того, у бедных стран появились сомнения в реализуемости западной климатической программы в целом. Они начали подозревать, что их водят за нос, и все будет не так, как Запад обещает. А Запад обещает Югу, что совсем скоро будут созданы новые «чистые» технологии, которые будут более эффективными и менее ресурсоемкими, чем существующие углеводородные. И тогда Запад даст всем нуждающимся и сами технологии, и деньги на их повсеместное внедрение.

В сложившейся ситуации Запад понял, что нужно что-то предпринять. Приведение коллективного Юга в чувство и возврат его в лагерь западной цивилизации осуществляется в том числе через климатическую повестку, являющуюся ключевым элементом стратегии. Нынешняя Конференция задолго до ее начала была объявлена «конференцией восстановления доверия между Западом и Югом».

На прошлой Конференции по климату было объявлено о согласии Запада на создание «Фонда компенсации климатического ущерба» (Loss and Damage Fund). Оставалось только определить важные детали. Во-первых, США, а вслед за ними и Евросоюз, настаивали на том, чтобы в финансировании этого фонда принял участие и Китай. Во-вторых, западные страны хотели сохранить контроль над распределением денег и настаивали на размещении средств фонда во Всемирном банке. Они, как всегда, хотели следить за тем, чтобы деньги получали только нужные страны, а ненужные – не получали.

В дискуссиях на данные темы прошел весь последний год. И казалось, что на главные вопросы ответов не получено. Но в первый же день Конференции в Дубае ее президент Султан аль-Джабер заявил, что Фонд заработал и туда можно уже вносить деньги. Это был тщательно заготовленный «сюрприз». Он позволил отклониться от сценария всех последних конференций, начало которых превращалось в коллективную истерику глав развивающихся государств: они красочно расписывали бедствия, которые переживают их страны, и громко возмущались огромными расходами стран Запада на себя, любимых.

Теперь на фоне заявлений западных лидеров о взносах их стран в Фонд компенсации климатического ущерба истерить как-то неудобно. Нужно время, чтобы оценить ситуацию. Первым ее, кажется, оценил наследный принц Саудовской Аравии Мухамед бен-Салман. Подметив, что взносы даже крупных западных стран в этот Фонд не превышают 100 млн долларов, а всего за первые дни Конференции собрано 665 млн, он назвал выделяемые Западом деньги «мелочью».

Тем не менее, острота самого важного вопроса последних Конференций ООН по климату – денежного – временно снята. Конференция может сконцентрировать внимание на втором самом важном вопросе, из-за которого в Дубай и съехалось 90 000 человек – в перераспределении потоков энергоносителей. Есть даже надежда, что и физическим процессам, происходящим в земной атмосфере и известным как «глобальное потепление», Конференция ООН по изменению климата тоже уделит хоть какое-то внимание.

Продолжаем следить за новостями.

Возврат к списку