Декарбонизация: идеологическая и реальная, или Найдется ли место нефти и газу при очередном энергопереходе?


Различные прогнозы, в том числе таких источников,как Международное энергетическое агентство (МЭА), предрекают постепенное снижение использования нефти и газа и увеличение роли возобновляемых источников энергии. Кроме того, многие страны намерены сократить свой углеродный след, существенный вклад в который вносят нефть и газ. Останется ли место для нефти и газа к концу столетия? Сохранится ли их добыча? Если нет, то какие причины будут способствовать полному отказу от углеводородного топлива? Если нефть и газ останутся, то какова будет роль этих энергоносителей? На эти вопросы отвечает член Федерального совета Российской экологической партии «Зеленые», эксперт по климату, эксперт Российского газового общества Игорь Алабужин.

– Нет никакой необходимости серьезно воспринимать сценарии декарбонизации от МЭА либо от какого-либо другого аналитического центра с той же идеологией. Это – макулатура, которая просто накапливается в кладовке и никакого влияния на жизнь человечества не оказывает. Реальная же, физическая жизнь подчиняется физическим законам. Конечно, случается, что затейливые измышления получают иногда всемирное продвижение. Но от этого их эффективность не повышается выше нулевой отметки. 

Чего стоит одна только концепция так называемого «энергоперехода»! В современном виде она появилась в 1977 году, когда президент США Картер объявил американцам, что им предстоит совершить «третий энергопереход» – с нефти и газа на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и уголь. Под ВИЭ Картер понимал прежде всего солнечные коллекторы, а утроение добычи угля ему было нужно для производства жидкого топлива. 

Никуда Америка в конце XX века так и не «энергоперешла». Но идеологический конструкт живет, хотя и мутировал в некий «четвертый энергопереход», когда следует переходить только с газа и только на ВИЭ. Хотя при внимательном рассмотрении становится очевидным, что ни один из объявленных энергопереходов так и не состоялся: ни первый, ни второй, ни третий. Человечество с удовольствием потребляет все, в том числе и биомассу, а доля углеводородов, включая нефть, в энергетическом миксе такая же, как и во времена Картера. 

Для лучшего понимания качества прогнозов «самых авторитетных экспертов» можно сравнить прогнозы прошлых лет с реальностью. В 2010 году МЭА представило сценарий «450», который представлял вариант декарбонизации мировой энергетики, позволяющий не превысить среднюю температуру атмосферы Земли по сравнению с доиндустриальным периодом более, чем на два градуса. По этому прогнозупик спроса на уголь произойдет до 2020 года, а пик спроса на нефть около 2020 года будет держаться на уровне 88 млн баррелей в день. А обойдется все это в 18 триллионов долларов. 

Но человечество и не подумало декарбонизироваться. Парниковая эмиссия не прекращала свой рост.Потребление и нефти, и угля, и газа неуклонно росло.Сейчас МЭА прогнозирует, что пик спроса на нефть будет достигнут около 2030 года на уровне 101.7 млн баррелей в день. Ну, а 18 триллионов из 2010 года кажутся сущей мелочью по сравнению с нынешними бюджетами для NetZero: самые амбициозные из них перевалили за отметку 200 триллионов долларов.

Происходит это сумасшествие по той причине, что декарбонизировать экономику человечество пытается при продолжении экономического развития. Это такназываемая политика «зеленого роста». Наиболее четко она прописана Еврокомиссией в Европейской «зеленой сделке», провозгласившей целью «созданиепроцветающей экономики, которая будет отделена от переработки ресурсов». В качестве ответа на это можно обратиться к материалу, который тоже вышел из евроструктуры. Европейское агентство по окружающей среде не выдержало издевательств над законами логики и законом сохранения энергии со стороны своего начальства и опубликовало доклад «Рост без экономического роста». В этом материале подробно разбираются постулаты «зеленого роста» и делается вывод, что ни один из них, например, «декаплинг», не имеет научного подтверждения. А потому, если вы собрались декарбонизироваться, то приготовьтесь снижать уровень своего материального благополучия, то есть снижать уровень жизни людей.

Все технологии, которые предлагаются вместо угля, нефти и газа, давно известны. Электромобиль с химической батареей, водородный топливный элемент, ветровые станции, солнечные панели, тепловые насосы и многое другое – это все изобретения далекого XIX века. И попытки их широко распространить предпринимались неоднократно. Но они вчистую проиграли соревнование с углеводородами по причине, которую не устранишь никакими правовыми актами и субсидиями. Подаренные нам природой энергоносители с высокой плотностью аккумулированной, то есть полностью управляемой энергии, при обычных земных температуре и давлении сохраняющие свою форму и свойства, прекрасно транспортируются на большие расстояния (только с газом нужно немного повозиться). Они намного более остальных энергоносителей приспособлены для физического роста мировой экономической машины, для повышения уровня материального благополучия,уровня жизни людей. Прежде всего тем, что система, основанная на ископаемых углеводородах, гораздо более ресурсоэкономна, чем системы, основанные на новых-старых «чистых» технологиях. Во всем «виноваты» физика и химия, а не злобное «углеводородное лобби», которое якобы скупило, запугало и устранило всех своих конкурентов. 

Не факт, что мы вообще в силах соорудить такую «зеленую» и «возобновляемую» систему циклопических размеров, которая сможет производить ту же работу, что и нынешняя «коричневая» и «невозобновляемая». Так что поступаться материальным и нематериальным благополучием человечеству придется.

А оно этого не хочет. У него отбирают любимую игрушку – рост материального потребления. В климатической повестке это называется addiction – пристрастие к углеводородам. Но как ни назови это явление, тут человечество упрется и будет сопротивляться. Что мы и видим, прежде всего, в Евросоюзе, который и без Европейской «зеленой сделки» переживает вынужденную декарбонизацию. «Желтые жилеты» в 2018 году и европейские фермеры сейчас точно не хотят декарбонизироваться за свой счет, и готовы ради этого на многое – вплоть до смены руководящей элиты.

Делу могло бы помочь необычайное единение всего населения Земли, которое в условиях нехватки ресурсов для обеспечения достойной по нынешним меркам жизни уже восьми миллиардов человек, смогло бы договориться и сообща решать сложные проблемы. Но, к большому сожалению, это не кажется возможным. Часть человечества хочет сохранить свое нынешнее привилегированное положение даже в ходе болезненной декарбонизации, вынужденной или добровольной. 

«Развитые» страны, высокомерно считающие только себя представителями «цивилизованного мира», стремятся совсем к другому: «стать более конкурентоспособной экономикой», «закрепить и расширить европейское технологическое лидерство», как это записано в документах Европейской «зеленой сделки». Или попросту «заработать» – так о своем климатическом плане говорят американские руководители. 

К тому же декарбонизироваться в нынешней напряженной геополитической обстановке весьма опасно. Страна, которая вдруг вздумает снижать объем своей парниковой эмиссии темпами, близкими к тем, что намечены в оценочных докладах Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), сценариях от МЭА, IRENA и сотнях других подобных документов, через десять лет прекратит свое существование. Ее разорвут страны, которые снижать объем своей эмиссии не станут. И декарбонизироваться будет некому.

Так что впереди у нефтяников и газовиков славные времена. Энергетическое использование нефти и газа будет наращиваться. Любимую игрушку человечество держит в своих руках цепко и добывать все более трудноизвлекаемые нефть и газ будет во все больших объемах. Новые пандемии, санкции, блокады, гражданские войны и войны между государствами на какое-то время могут снижать объем добычи. Но в том, что человечество продолжит добывать углеводороды и сжигать их до упора, нет никаких сомнений. 

* NetZero-2050 – коллективная долгосрочная глобальная цель по достижению углеродной нейтральности к 2050 году.

Вместо послесловия

Shell хочет придержать своих «зеленых» коней

Shell планирует пересмотреть свои цели по развитию зеленой энергетики в сторону снижения, сообщает Bloomberg со ссылкой на источники.

В обновленной версии долгосрочной стратегии будет заложен рост инвестиций в сферы, связанные с нефтью и газом, чтобы обеспечить более высокую прибыль акционерам.

В текущей стратегии от 2020 года, которая была принята при предыдущем генеральном директоре Бене ван Бердене, говорилось, что Shell должна стремиться к нулевой чистой прибыли, чтобы максимально вкладывать в зеленую энергетику и достичь чистого нуля по выбросам в 2050 году.

После того, как новым генеральным директором Shell стал Ваэль Саван, он неоднократно заявлял, что его приоритетом является обеспечение прибыли для инвесторов. Это привело к тому, что компания увеличила выплаты акционерам, сократила рабочие места и направила большую долю своих инвестиций на добычу углеводородов.

Ранее пересмотрела свои климатические планы и британская BP Plc, которая в прошлом году заявила, что в этом десятилетии будет добывать больше нефти и газа и производить больше выбросов CO2, чем планировала до этого. После публикации новых планов акции компании выросли на 8 %.

(ИнфоТЭК, март 2024 г.)

 

Возврат к списку